Чарджбэк это процесс отмены банком операции по карте, произведенной покупателем в торговой точке или онлайн-магазине. Если говорить проще, это спор между банками, который регламентирован правилами международных платежных систем (МПС).
Оснований для оспаривания транзакций множество, они подробно перечислены в правилах каждой из платежных систем. Как правило чарджбэк используется, если деньги с карты списаны, а товары или услуги не оказаны.
Использовать чарджбэк можно в период от 30 дней и до 1.5 лет с даты платежа в зависимости от ситуации.
Более подробную информацию по периодам оспаривания можно найти в руководстве по чарджбэк от MasterCard и Visa (есть только англоязычная версия).
Вместо теории можно рассмотреть возврат на конкретном примере.
Предположим, вы при помощи карты оплатили товар в иностранном интернет-магазине, но границы закрыли и магазин отказывается возвращать деньги.
АЛГОРИТМ:
1. Получить в своем банке выписку по операциям (можно онлайн) и собираем доказательства того, что:
а) сделка была заключена;
б) товар не был поставлен;
в) продавец отказывается вернуть деньги.
В качестве доказательств подойдут скриншоты с сайта магазина, переписка с представителем с целью урегулировать спор, а также чеки, квитанции, уведомления, договор и д.р.);
2. Составляем заявление об оспаривании операции и направляем его в банк или берем готовый бланк на сайте банка и заполняем его. Направить можно и по электронной почте. Чтобы найти бланк заявления можно обратиться на горячую линию банка и бланк для оспаривания операции. Если оператор начнёт уклоняться от предоставления информации, то пишите заявление в свободной форме. В заявлении обязательно изложите суть претензии, номер карты, дату и сумму транзакции, а также приложите все имеющиеся у Вас доказательства.
3. Банк-эмитент рассмотрит заявление и либо откажет в оспаривании транзакции, либо направит банку-эквайеру (банк, в котором у продавца открыт расчетный счет) требование о возврате платежа.
4. Банк-эквайер рассмотрит требование и либо сразу вернет деньги, либо потребует от продавца прояснить ситуацию. Если банк-эквайер не ответит на запрос нашего банка, то через 1-1,5 месяца спор автоматически закроется в нашу пользу и деньги вернутся на карту.
5. После получения требования от своего банка продавец должен предоставить доказательства того, что поставка товара осуществлена. Если этого не произойдет, сумма автоматом спишется со счета продавца и вернется нам, а все расходы (комиссии, штраф и т.д.) банк удержит с продавца.
6. Если продавец полагает, что все обязательства исполнил, он, в свою очередь, имеет право оспорить чарджбэк с привлечением арбитража платежной системы и отказаться возвращать деньги. В таком случае дальнейшее разбирательство будет проводить платежная система.
Как видно, процедура не быстрая, но все, что от Вас необходимо, это собрать доказательства и грамотно составить заявление. Дальше система будет рассматривать спор без вашего участия. В результате вы получите либо отказ, либо возврат денег на карту.
Чарджбэк можно использовать для возврата денежных средств от недобросовестных продавцов, которые не готовы идти на диалог, либо заведомом вводят Вас в заблуждение.
Стоит учесть, что чарджбэк применяется только, если вы отправили платёж юрлицу, при переводах с карты на карту между физлицами он не работает.