- Защита Прав Потребителей - http://www.i-zpp.ru -

Возврат товара

Царь колокол [1]Как вернуть товар в магазин? Вопрос хороший…. И если он у Вас возник значит, что-то пошло не так как Вы планировали изначально. Для того чтобы ответ был полным нужно разобраться в каком случае у Вас есть право на возврат товара, а это зависит от конкретной ситуации.

К сожалению, от приобретения бракованного товара не застрахован никто и вопреки бытующему мнению покупка товара в том или и ном брэндовом магазине не может гарантировать Вам, что она будет радовать Вас вечно (ну или хотя бы в течении гарантийного срока) своей качественной службой. Любое производство зависит от слишком большого количества факторов влияющих на конечное качество продукта, и отследить их все попросту не представляется возможным. Общеизвестны случаи, когда крупные производители отзывали свою продукцию целыми партиями ввиду выявления каких-либо дефектов (чаще угрожающих жизни и здоровью конечного пользователя). Все сказанное должно привести Вас лишь к одному выводу, что брак может быть в любом товаре у любого производителя, но вам общаться с продавцом и выбирать стоит именно конкретный магазин, в котором к вопросам обслуживания клиентов относятся с должным вниманием и умеют  решать возникающие претензии в досудебном порядке. О качестве работы с клиентами можно узнать: по отзывам в интернете, по акциям действующим в магазине (например возврат товара в течении N количества дней с момента приобретения без дополнительных процедур), из публикаций местного общества Защиты Прав Потребителей (либо из консультации со специалистом роспотребнадзора). Ну а если вы уже столкнулись с проблемой возврата товара, то ….

Условно возврат товара можно разбить на две категории: возврат товара надлежащего качества и возврат товара ненадлежащего качества.

Возврат товара надлежащего качества

Процедура возврата товара надлежащего качества была подробно описана в ранее опубликованной статье «Право на обмен непродовольственных товаров надлежащего качества [2]«, единственное, чем бы хотелось дополнить уже изложенный материал это визуальной схемой процедуры возврата:

Схема - ст. 25 ЗоЗПП [3]

Возврат товара ненадлежащего качества

Давайте рассмотрим несколько ситуаций:

  1. Я приобрел товар, но ввиду того, что торопился не внимательно рассмотрел его в магазине, а дома обнаружил что: имеются сколы-царапины, передан не полный комплект, не работает та или иная функция, имеются серьезные механические повреждения.
  2. Я приобрел товар, который проработав несколько дней проявил некий заводской брак.

Первая ситуация к сожалению очень распространена. Увы, приобретая товары в магазинах мы часто торопимся поскорей принести покупку домой и ознакомится с ней в уютной домашней обстановке. Тем самым заведомо практически полностью лишая себя возможности предъявить какие-либо претензии к приобретенному товару относительно комплектности, сколов-царапин, иных указанных в примере дефектов. В соответствии со статьей 211 ГК РФ, «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». Вот и получается, что возвращаться в магазин и предъявлять претензии к продавцу нет смысла, так как доказать, что выявленный дефект был у товара до момента передачи его Вам практически не возможно.

Вторая ситуации — это наиболее распространенный вариант развития событий. Первое с чего следует начать — составить претензию. Образец претензии вы можете найти на моем сайте в разделе «Претензии [4]«, как и кому вручить претензию можно прочитать в этой статье [5]. Если Ваш товар входит в перечень технически сложных (Постановление Правительства № 924 [6]), то случаи в которых Вы имеете право на возврат описаны тут [7]. Если же Вам повезло приобрести товар не включенный в вышеуказанный перечень, то в соответствии со статьей 18 ЗоЗПП:

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, указанные выше, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В соответствии со статьей 493 ГК РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара [8]. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Срок проводимой проверки качества, экспертизы не может превышать срок установленный для рассмотрения избранного Вами требования (возврат денег — 10 дней, замена товара от 7 до 21, устранение недостатка — 45 дней)

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Все вышесказанное можно уложить в следующую схему:

схема 18 статья Закона о Защите прав потребителей [9]

Скачать бланк претензии можно Бланк претензии о продаже товара [10]